Ювенільний ПЕРІОД РОЗВИТКУ ПСИХІКИ
ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
1. Теории игр животных.
2. Концепция игры Фабри.
3. Виды игр по Фабри.
1. Теории игр животных.
К. Гроос (нем. ): игра - способ совершенствования. Игра - предварительное упражнение формирования взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности (теория упражнения).
Спенсер: игровая активность - расход активности.
Рубинштейн: недостатки - " данный автор не рассматривает содержание игры, не способен объяснить функции".
Теория Спенсера.
Лоренц: концепция вакуумной активности.
Когда животному некуда девать накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершённые бесполезные телодвижения, не приносящие никакой выгоды для обеспечения жизнедеятельности. Игровые действия совершаются без присутствия соответствующих ключевых раздражителей (например: игровая борьба). Многие авторы также отрицали значение игры для формирования взрослого.
Мейер - Холоцапфель: игра животных - мнимая деятельность. В основе игры лежит пробование, основанное на любопытстве. Животные играют лишь тогда, когда не выполняются игровые действия - её обоснования. Центры игры в головном мозге не было обнаружено.
Бодендайк: коренное отличие игры от других форм поведения он усматривал в полном отсутствии приспособительного значения игровой активности
Критика Эльконина - указал, что Бодендайк недооценивал ориентировочно - исследовательскую функцию игры (познавательное значение игры). Игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных условиях среды.
Торп: игра служит для приобретения животным навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение отдавал манипулированию с предметами во время игры.
Беков: сводил функции игры к двигательной тренировке, формированию процессов общения и упражнению познавательных процессов.
2. Концепция игры Фабри.
Игра - развивающаяся психическая деятельность животных (а не отдельная категория поведения).
Игра (Фабри) - процесс, который охватывает все сферы поведения животного в ходе его окончательного становления перед достижением взрослого состояния.
Адультное.
Предадультное (в молодом возрасте).
С началом игрового периода резко увеличивается количество способов манипулирования, а также число и ассортимент объектов и доигровых движений путём их усиления и совершенствования, например, поведение лисиц - этим животным не свойственно много манипуляционных действий (в игровой период от двадцати до двадцати восьми движений, лисицы научаются выполнять движения одной конечностью).
Компоненты игры.
Манипуляционная активность - любое воздействие животного на предметные компоненты среды, взаимодействия животных с любыми предметами.
Наличие либо отсутствие игры является определённым критерием уровня психического развития, играют только высшие животные (главным образом млекопитающие).
Основная функция игры - накопление индивидуального опыта во всех жизненных сферах, но на основе инстинктивных компонентов поведения.
3. Виды игр по Фабри.
Виды игр животных:
1. Одиночные:
а) локомационные;
б) манипуляционные (компенсаторные; некомпенсаторные).
2. Совместные:
а) локомационные;
б) манипуляционные.
Одиночные манипуляционные игры.
Компенсаторные - естественное видотипичное поведение животного, которое молодые животные ещё не