МЕТОДИКА ОРГАНІЗАЦІЇ І ПРОВЕДЕННЯ ВИРОБНИЧИХ ЕКСКУРСІЙ ДЛЯ УЧНІВ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

ПЭ служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.

В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественно-научного цикла и в связи с трудовым обучением.

Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

И не только это. Существенное значение для профориентации учащихся имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов

Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?

Отбор объектов для ПЭ должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией (иначе получится антипрофориентация). Это могут быть предприятия машиностроения, радиоэлектронной промышленности, металлургии, химической промышленности, транспорта, строительной индустрии, связи и т. д. Полезно также проводить экскурсии на предприятия местного значения: на электростанцию, в троллейбусный парк, автомобильное хозяйство, на строительную площадку, телефонную станцию или телецентр (при изучении физики); на цементный, стекольный, керамический, спиртовой заводы (при изучении химии).

ПЭ могут проводиться

на предприятия в целом,

в отдельные цехи,

к отдельным техническим объектам.

Большой познавательный интерес вызывают у учащихся экскурсии в лаборатории заводов и фабрик, учебных и научно-исследовательских институтов. В их числе химические лаборатории промышленных предприятий, заводские лаборатории по испытанию свойств металлов, сплавов и синтетических материалов. Здесь учащиеся встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах учащихся практическую значимость.

Некоторые ПЭ могут проводиться преподавателями физики, химии, биологии или географии совместно, т. к. в ряде производств технологические процессы основываются на одновременном и взаимно согласованном использовании химических, биологических и физических законов и явлений. Например, на экскурсиях в литейный цех

1 2 3 4

Похожие работы

Рефераты

Курсовые

Дипломные