Методика исправления речевых недостатков

Методика исправления речевых недостатков

 

Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их постановки:

 Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.

Выделяют две основные формы дислалий:

\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении артикуляционного аппарата).

\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных групп (языка, мягкого нёба, губ)).

 Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  • степени сложности дефекта
  • индивидуально-возрастных особенностей человека
  • регулярности занятий

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения.

Артикуляция — деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1)                     Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И.

2)                     Губы нейтральны, как при произношении звука А.

3)                     Губы округлены, как при О и У.

4)                     Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.

5)                     Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.

6)                     Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1)                     Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2)                     Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1)                     С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.

2)                     Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами, удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед зеркалом)

Упражнения для развития движения губ.

1)                     Вытягивание сомкнутых губ хоботком.

2)                     Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.

3)                     Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

4)                     Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.

5)                     Прикусывание нижней губы верхними зубами.

6)                     Вытягивание верхней губы за нижнюю.

7)                     Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба.

1)                     Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье, боль, радость, гнев, удивление и т. д.

2)                     По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О! АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).

3)                     Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями (руки в стороны, приседания, прыжки и т. д. )

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную музыку

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

На пятках за кошкой

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком—

Усатая кошка.

Цыплёнок от страха

Забрался в корзину.

Сердитая кошка

Выгнула спину.                                                                                                  

Звук р.

Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Приёмы постановки звука.

Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д, повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…

Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.

При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.

Полезны для выработки вибрации произнесение Д

1 2 3 4 5 6 7

Похожие работы

Рефераты

Курсовые

Дипломные