Правовое регулирование сми в Литве, Латвии и Эстонии

Литва, Латвия, Эстония (Марюс Лукашунас)

1. Конституционные положения

Литва

О свободе печати говорится в ст. 25 Конституции Литовской Республики. Здесь определяется право личности на свои убеждения и свободное их выражение. Никто не имеет права препятствовать поиску, получению и распространению информации или идей.

Свобода мнений и информации не может ограничиваться иначе как по закону, и только если это необходимо для защиты прав человека, его здоровья, чести, достоинства, личной жизни или нравственности, а также для охраны конституционного строя. Свобода выражения убеждений или распространения информации, как и осуществление всех других прав и свобод, несовместима с преступными действиями - разжиганием национальных, расовых, религиозных или социальных распрей, насилием, дискриминацией, распространением клеветы или дезинформации.

Граждане имеют право получать у государственных органов любую информацию о себе, имеющуюся у них. Ст. 44 Конституции запрещается цензура и монополизация средств массовой информации. Ст. 145 органам власти предоставляется право на временное ограничение свободы средств массовой информации “в случае войны или чрезвычайного положения”.  

Латвия

 

В Латвийской республике действует Конституция 1922 года. В ней конституционные гарантии свободы слова не упоминаются. Подробнее положения о свободе печати, такие как право на распространение и получение информации и т. п. , определяются в ст. 1 Закона “О печати и других средствах массовой информации”. Цензура средств массовой информации запрещается.

Эстония

Свобода информации закреплена в ст

45 Конституции Эстонской Республики: каждый человек имеет право распространять идеи, мнения, убеждения и другую информацию устно, печатно, изобразительно или иным способом. Это право может быть ограничено законом для охраны общественного порядка и нравственности, свобод и прав человека, здоровья, чести и доброго имени других людей.

Свобода информации может быть ограничена в отношении государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Это необходимо для охраны государственной, коммерческой и личной тайны, ставшей им известной в силу служебного положения или полученной ими в конфиденциальном порядке.

2. Разделение полномочий между центральными и региональными органами власти

Литва, Латвия и Эстония являются унитарными государствами. Ни в одной из этих трех стран не существует автономных регионов, подвластных самостоятельным правительствам.

3. Роль судов в деятельности СМИ

Конституциями всех трех стран устанавливается, что правосудие может осуществляться только судами. В Латвии, Эстонии и Литве действуют три похожих уровня судебных систем. Гражданские дела рассматриваются в районных и окружных судах. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционном суде. Высшим судебным органом является Верховный Суд.

Что касается дел с участием средств массовой информации, то наибольшее распространение получили дела о защите чести и достоинства. Как правило, при их рассмотрении представлять доказательства должны средства массовой информации, являющиеся ответчиками, а не истцы, поэтому газеты, журналы, радио и телевидение чаще всего проигрывают. В этом случае они обязаны публично опровергнуть опубликованную информацию и выплатить компенсацию пострадавшей стороне.

В переходный период, когда бывшие государственные средства массовой информации постепенно становились собственностью частных владельцев, во всех трех странах рассматривался целый ряд дел относительно законности приватизации, по вопросам собственности, о банкротстве средств массовой информации.

Как правило, средства массовой информации неохотно подчиняются решениям суда, пытаются оттянуть исполнение судебных решений, например, представляют дело на вторичное рассмотрение в высшие инстанции.

4. Место международных соглашений о правах человека в национальном праве

Во всех трех странах идет процесс гармонизации национальных законов с положениями Европейского Союза, регулирующими деятельность СМИ. Новые законодательные акты, касающиеся рекламы, лицензирования электронных СМИ, особенностей трансляции программ для детей и юношества,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13