Правовое регулирование сми в Литве, Латвии и Эстонии
Литва, Латвия, Эстония (Марюс Лукашунас)
1. Конституционные положения
Литва
О свободе печати говорится в ст. 25 Конституции Литовской Республики. Здесь определяется право личности на свои убеждения и свободное их выражение. Никто не имеет права препятствовать поиску, получению и распространению информации или идей.
Свобода мнений и информации не может ограничиваться иначе как по закону, и только если это необходимо для защиты прав человека, его здоровья, чести, достоинства, личной жизни или нравственности, а также для охраны конституционного строя. Свобода выражения убеждений или распространения информации, как и осуществление всех других прав и свобод, несовместима с преступными действиями - разжиганием национальных, расовых, религиозных или социальных распрей, насилием, дискриминацией, распространением клеветы или дезинформации.
Граждане имеют право получать у государственных органов любую информацию о себе, имеющуюся у них. Ст. 44 Конституции запрещается цензура и монополизация средств массовой информации. Ст. 145 органам власти предоставляется право на временное ограничение свободы средств массовой информации “в случае войны или чрезвычайного положения”.
Латвия
В Латвийской республике действует Конституция 1922 года. В ней конституционные гарантии свободы слова не упоминаются. Подробнее положения о свободе печати, такие как право на распространение и получение информации и т. п. , определяются в ст. 1 Закона “О печати и других средствах массовой информации”. Цензура средств массовой информации запрещается.
Эстония
Свобода информации закреплена в ст
Свобода информации может быть ограничена в отношении государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Это необходимо для охраны государственной, коммерческой и личной тайны, ставшей им известной в силу служебного положения или полученной ими в конфиденциальном порядке.
2. Разделение полномочий между центральными и региональными органами власти
Литва, Латвия и Эстония являются унитарными государствами. Ни в одной из этих трех стран не существует автономных регионов, подвластных самостоятельным правительствам.
3. Роль судов в деятельности СМИ
Конституциями всех трех стран устанавливается, что правосудие может осуществляться только судами. В Латвии, Эстонии и Литве действуют три похожих уровня судебных систем. Гражданские дела рассматриваются в районных и окружных судах. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционном суде. Высшим судебным органом является Верховный Суд.
Что касается дел с участием средств массовой информации, то наибольшее распространение получили дела о защите чести и достоинства. Как правило, при их рассмотрении представлять доказательства должны средства массовой информации, являющиеся ответчиками, а не истцы, поэтому газеты, журналы, радио и телевидение чаще всего проигрывают. В этом случае они обязаны публично опровергнуть опубликованную информацию и выплатить компенсацию пострадавшей стороне.
В переходный период, когда бывшие государственные средства массовой информации постепенно становились собственностью частных владельцев, во всех трех странах рассматривался целый ряд дел относительно законности приватизации, по вопросам собственности, о банкротстве средств массовой информации.
Как правило, средства массовой информации неохотно подчиняются решениям суда, пытаются оттянуть исполнение судебных решений, например, представляют дело на вторичное рассмотрение в высшие инстанции.
4. Место международных соглашений о правах человека в национальном праве
Во всех трех странах идет процесс гармонизации национальных законов с положениями Европейского Союза, регулирующими деятельность СМИ. Новые законодательные акты, касающиеся рекламы, лицензирования электронных СМИ, особенностей трансляции программ для детей и юношества,