Бібліопрофесіологічна концепція Чачко А. С.

Бібліопрофесіологічна концепція Чачко А. С.  

Слід відзначити роботи відомого дослідника в галузі бібліотечної справи А. С. Чачко “Бібліотечний спеціаліст: особливості праці та професіоналізації” та “Бібліотекарі як соціально-професійна група”. Ці роботи висвітлюють особливості роботи бібліотекаря, зокрема, бібліографа, і визначають професійно важливі якості фахівця в певній області. Тобто, аналіз психологічних якостей бібліографа базується на вимогах професії (спеціалізації) до особистості і, виходячи з цього, визначається набір провідних характеристик. Наприклад, “високі вимоги до групи розумових якостей були пояснені змістом роботи, в котрій його загальні процеси (пошук, відбір, бібліографічна характеристика та організація матеріалу) базуються на прийнятті рішень. Звідси високі вимоги до уваги як необхідної умови такої діяльності: зосередженість, стійкість, здатність до тривалого збереження, незважаючи на сторонній вплив. Уміння вибрати з великого обсягу інформації саме ту, яка потрібна для відповіді на запит, уміння зробити правильний висновок з суперечливої інформації, здатність охопити суть загальних взаємозв’язків, притаманних проблемі – результуючі якості”7

А. С. Чачко, разрабатывая концепцию социальных функций библиотек, рассматривает такие важные проблемы, как профессиональная миссия библиотекаря, требования к персоналу, профессиональная этика [7]. Решение этих проблем даст возможность создать такую модель библиотечного специалиста, на которую будут ориентироваться не только библиотечные учебные заведения, но и система непрерывного библиотечного образования. Какие кадры нужны библиотекам, и как должна выглядеть модель современного библиотечного профессионала, – эта проблема в последние годы приобрела еще большую остроту в связи со значительным повышением требований к библиотечным специалистам и с расширением их функций.

 Чачко А. С.

О СТРУКТУРИРОВАНИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЕЕ ПОНЯТИЙ

 Теоретическая рефлексия, присущая всем гуманитарным профессиям, характерна и для библиотечной. Библиотековеды обращаются к обсуждению системы, структуры, классификации элементов, связей и понятий, уточняя научное знание, согласовывая представления об объеме и границах компетенции, необходимые в связи с развитием своей науки.  

 Би6лиотечная профессиология структурируется следующим образом: 

Тематическая структура.

1. Библиотечная профессиология как наука и учебная дисциплина.  

2. Основные этапы становления библиотечной деятельности как профессии.  

3. Истоки, развитие и перспективы библиотечной профессиологии.  

4. Библиотечно-информационная деятельность как система и структура.  

5. Профессиональные требования и соответствие им специалистов

 

6. Библиотекари как социально-профессиональная группа.  

7. Образ мира библиотекаря.  

8. Научно-методическое обеспечение прикладной профессиологии (профессиографии).  

9. Перспективы библиотечной профессии.  

Пример раскрытия содержания темы.

 Истоки и становление библиотечной профессиологии: три условных периода эволюционирования библиотечной деятельности в специальную: допрофессиональный, переходный, профессиональный. Их содержание и условная хронология в границах европейской культуры (с американским продолжением и вариантами). Профессиология как начальные взгляды на связи «библиотекарь-книга-читатель». Профессиология как отрасль психотехники, движения за НОТ. Подходы «человеческих отношений», «человеческого фактора». Эмпирические исследования труда и быта библиотекарей 20-х гг. Профессиологические концепции Ю. Григорьева, Ю. Столярова, А. Ванеева, А. Соколова, А. Каптерева. Взгляды на предназначение библиотекаря, его роль в развитии духовности, просвещения, культуры, свободы и др. базовых ценностей нового времени. Особенности становления украинской профессиологии: Д. Балыка, С. Сирополко, И. Иваницкий, Н. Сагарда, В.

1 2 3 4

Схожі роботи

Реферати

Курсові

Дипломні