Йиржи Ортен

Йиржи Ортен

Одна античная пословица говорит, что тот, кого боги любят, умирает молодым. Согласно этой поговорке, настоящими любимцами богов бывают самые талантливые поэты. В истории мировой литературы можно найти целый ряд поэтов, творчество которых преждевременно завершилось в юном возрасте. Достаточно вспомнить судьбу Лермонтова, Надсона, и других. Сам основоположник современной чешской поэзии Карел Гынек Маха погиб трагически в возрасте 26-ти лет, и похожая судьба ожидала отличного поэта и художника стиля модерн Карла Главачека, талантливого поэта социального направления Йиржи Волькера, и в 60-ых годах 20-го века своеобразного поэта культуры джаза Вацлава Грабе. Критики и читатели сошлись во мнении, что одним из самых талантливых чешских поэтов, погибших преждевременно, был Йиржи Ортен.

Он родился в 1919-м году в городе Кутна гора в центральной Чехии в богатой еврейской семье. Его настоящая фамилия была Оренштейн. Йиржи был средним из трех братьев, его старший брат Ота сперва также пытался писать стихи, однако после того как прочитал стихи своего младшего брата, он сжег все свои стихотворения и решил заняться другим видом искусства. Под фамилией Ота Орнест он стал выдающимся театральным режиссером и теоретиком. Младший брат Зденек Орнест также занимался театром, и стал известным театральным актером. Сам Ортен сперва тоже интересовался театром, даже покинул гимназию, чтобы, вопреки желанию своей семьи, поступить в драматическую консерваторию в Праге. Там он познакомился с большинством выдающихся поэтов, со своим ровесником, поэтом Иваном Блатным они даже намечали совершить совместное романтическое самоубийство, которое, естественно, не осуществили

В 1939-м году Ортен под псевдонимом Карел Йилек издал свой первый сборник стихов Хрестоматия «Весна». Но уже в 1940-м году ему, как студенту еврейского происхождения, запретили учиться в консерватории, выступать в театре и издавать книги. Его отец умер еще в 1936-м году, старший брат Ота Орнест успел вовремя уехать за границу, младшего брата пришлось поместить в сиротский дом, так как такое решение являлось единственной возможностью, как он мог получить воспитание и образование. Йиржи Ортен в Праге чувствовал себя все более одиноким, что отразилось на его творчестве.

- Я сказал: дорог немного, кое-каких дорог нет, дорога лишь одна. Если вы ее знаете, вы мои братья. Я за вас боюсь. Тем более боюсь, что никто, никакой другой человек никогда не приблизится к кругу моей дороги. Он его, может быть, коснется в нескольких пунктах, может быть, его пресечет, и изнутри на него будет давить, но охватить весь круг? Что нам известно о непроницаемости? Что нам известно о плоскости нашего круга, нам, почитателям кривых линий? Моя дорога. Речь не идет о владении. Речь идет об участи.

В 1940-м году Ортен, снова под псевдонимом Карел Йилек, издает сборник «Путь к морозу» и год спустя под псевдонимом Йиржи Якуб два следующих сборника «Плач Иеремии» и «Сурепица». В отличие от «Хрестоматии весны», в которую входили стихи жизнерадостные, полные детского взгляда на мир, на этот раз речь идет о поэзии трагической, мистической, обвиняющей военное время, в котором, сказано словами поэта: - Гляди, помешанные палачи шагают по безбожной улице, чтобы прерывать жизни.

1 2 3

Схожі роботи