РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Развитие психической деятельности в пренатальный, натальный период (перед рождением либо эмбриональный).

Проблемы, возникающие при изучении онтогенеза животных.

1. Разнообразие форм онтогенеза у различных животных - главная проблема:

а) онтогенез может быть определён степенью зрело рождения животного - птенцовые (незрело рожденные птенцы), выводковые птицы (зрелорождающиеся птенцы);

б) разнообразие онтогенеза у разных групп животных определяется наличием либо отсутствием личностных форм.

Имаго - половозрелые особи, личинки отличаются друг от друга уровнем психической деятельности. Это связано с тем, что они ведут разный образ жизни.

2. Создание единой периодизации - это связано с разнообразием классов животных. Так для высших позвоночных характерна игровая активность.

Можно ли говорить о наличии эмбрионального научения - соотношение инстинктивного и индивидуального научения.

В инстинктивной зоопсихологии существует несколько точек зрения на эту проблему:

первую точку зрения поддерживал американский психолог Цин Янг Куо - считал преимущественным фактором формирование двигательных функций эмбриона. Проводил опыты на куриных зародышах - эмбриональная тренировка, которую он обозначал, как научение, расположенное внутри яйца.

Вывод: реакция клевания является реакцией приобретённой.

Отрицал врождённое поведение - ни одна реакция эмбриона не появляется в готовом виде (Куо);

вторая точка зрения - роль врождённых факторов в формировании эмбрионального поведения.

1. Гамбургер - прикосновение тактильной стимуляции не оказывает существенного влияния на частоту и периодичность движений, производимых эмбрионом:

а) у позвоночных иннервация мускулатуры туловища и конечностей предшествует замыканию рефлекторных дуг

Говорить о научении здесь нельзя;

б) последний момент, доказывающий наследственную основу эмбриогенеза - наличие у новорождённых животных в готовом виде видового поведения. Притом, что возможность предшествующего эмбрионального поведения исключается.

Кенгурёнок ориентируется в пространстве согласно отрицательному гидротаксису - поиск сухого места (материнская сумка).

Нельзя отрицать ни приобретённые, ни врождённые факторы, их необходимо рассматривать в совокупности - это касается эмбриогенеза. Приобретаемое научение в эмбриогенезе существует на последней стадии, - т. е. перед рождением.

В эмбриональный период возможна лишь эмбриональная тренировка, которая носит инстинктивный характер.

Возможен ли акустический контакт, а значит простейшие формы коммуникации между эмбрионами и родительскими особями - поведение птиц.

Доказано, что зрение и слух появляются у зародышей лишь в конце эмбриогенеза (окошечки в яйце).

В конце эмбриогенеза у птенца наблюдается расширение зрачка на свет. Акустический контакт возможен:

* птенцы найры за три - четыре дня до вылупления научаются отличать голос родительской особи от особей, находящихся по соседству. Это было доказано: перед искусственно выращенными яйцами проигрывали голос определённой взрослой особи найры, после вылупления этот голос (в реальности) смешивали с голосом других птиц, птенцы стремились к нужному голосу. Взрослые птицы реагируют на крик эмбрионов в яйце - трогают яйцо лапой, потом произносят крик, всё выполняют в определённом ритме, характерном данной особи (это акустический контакт совместно с кинестетическим контактом).

* Было доказано, что возможно общение эмбрионов друг с другом (покрикивание, постукивание). Цель этого общения - одновременное вылупление из яиц. Эмбрионы разных пород

1 2 3