РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Развитие психической деятельности в пренатальный, натальный период (перед рождением либо эмбриональный).
Проблемы, возникающие при изучении онтогенеза животных.
1. Разнообразие форм онтогенеза у различных животных - главная проблема:
а) онтогенез может быть определён степенью зрело рождения животного - птенцовые (незрело рожденные птенцы), выводковые птицы (зрелорождающиеся птенцы);
б) разнообразие онтогенеза у разных групп животных определяется наличием либо отсутствием личностных форм.
Имаго - половозрелые особи, личинки отличаются друг от друга уровнем психической деятельности. Это связано с тем, что они ведут разный образ жизни.
2. Создание единой периодизации - это связано с разнообразием классов животных. Так для высших позвоночных характерна игровая активность.
Можно ли говорить о наличии эмбрионального научения - соотношение инстинктивного и индивидуального научения.
В инстинктивной зоопсихологии существует несколько точек зрения на эту проблему:
первую точку зрения поддерживал американский психолог Цин Янг Куо - считал преимущественным фактором формирование двигательных функций эмбриона. Проводил опыты на куриных зародышах - эмбриональная тренировка, которую он обозначал, как научение, расположенное внутри яйца.
Вывод: реакция клевания является реакцией приобретённой.
Отрицал врождённое поведение - ни одна реакция эмбриона не появляется в готовом виде (Куо);
вторая точка зрения - роль врождённых факторов в формировании эмбрионального поведения.
1. Гамбургер - прикосновение тактильной стимуляции не оказывает существенного влияния на частоту и периодичность движений, производимых эмбрионом:
а) у позвоночных иннервация мускулатуры туловища и конечностей предшествует замыканию рефлекторных дуг
б) последний момент, доказывающий наследственную основу эмбриогенеза - наличие у новорождённых животных в готовом виде видового поведения. Притом, что возможность предшествующего эмбрионального поведения исключается.
Кенгурёнок ориентируется в пространстве согласно отрицательному гидротаксису - поиск сухого места (материнская сумка).
Нельзя отрицать ни приобретённые, ни врождённые факторы, их необходимо рассматривать в совокупности - это касается эмбриогенеза. Приобретаемое научение в эмбриогенезе существует на последней стадии, - т. е. перед рождением.
В эмбриональный период возможна лишь эмбриональная тренировка, которая носит инстинктивный характер.
Возможен ли акустический контакт, а значит простейшие формы коммуникации между эмбрионами и родительскими особями - поведение птиц.
Доказано, что зрение и слух появляются у зародышей лишь в конце эмбриогенеза (окошечки в яйце).
В конце эмбриогенеза у птенца наблюдается расширение зрачка на свет. Акустический контакт возможен:
* птенцы найры за три - четыре дня до вылупления научаются отличать голос родительской особи от особей, находящихся по соседству. Это было доказано: перед искусственно выращенными яйцами проигрывали голос определённой взрослой особи найры, после вылупления этот голос (в реальности) смешивали с голосом других птиц, птенцы стремились к нужному голосу. Взрослые птицы реагируют на крик эмбрионов в яйце - трогают яйцо лапой, потом произносят крик, всё выполняют в определённом ритме, характерном данной особи (это акустический контакт совместно с кинестетическим контактом).
* Было доказано, что возможно общение эмбрионов друг с другом (покрикивание, постукивание). Цель этого общения - одновременное вылупление из яиц. Эмбрионы разных пород